Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев родился 19 декабря 1906 года. Интересно, что он не был великим мыслителем и разработчиком идеологических концепций. Брежнев просто дал людям стабильность. Но в то же время в известной степени стал и «могильщиком» страны, которую возглавлял. Осмеянный при жизни и многократно обруганный после смерти, спустя три десятилетия он неожиданно оказался одним из самых популярных руководителей в истории страны.
Так хорошо было при Брежневе или сейчас лучше? Давайте ненадолго углубимся в прошлое.
В 70-е годы СССР выгодно отличался от многих других государств тем, что производил практически всё: от ракетоносителей до нижнего белья. И пускай продукция была зачастую неказиста, а одежда – далека от фэшн-стандартов, зато, как говорится, своя рубаха ближе к телу. К 1980 году Советский Союз по объемам промышленного производства и сельского хозяйства занимал 1-е место в Европе и 2-е место в мире, уступая лишь США. Например, мы производили больше всех в мире цемента, а советская сельхозтехника, хоть и была далека от совершенства, экспортировалась в 40 стран мира. Обвинения в том, что во времена Брежнева «было голодно и холодно», не совсем состоятельны.
Да, предсказать, что в очередной раз исчезнет с магазинных прилавков, было невозможно.
Дефицит и блат стали нормами жизни советских людей. Свободно купить копченую колбасу или гречневую крупу в провинции было трудновато, но все же возможно. К тому же существовала гостеприимная и хлебосольная столица, куда можно было «спалять» и «отовариться». И каким же шикарным казался новогодний стол с привезенной из столицы колбасой, зеленым горошком и добытой «в неравном бою» «Паутинкой».
В брежневские годы реальные доходы советских граждан выросли более чем в полтора раза.«Отдыхающее» советское общество наслаждалось спокойной жизнью, обретая любовь к комфортному быту.
Население в эти годы увеличилось на 12 миллионов человек.
Эпопея стояния в очереди на бесплатное жилье для 162 миллионов человек завершилась успешно, а при квартплате, которая не превышала 3% от совокупного дохода семьи, жить становилось радостней, жить становилось веселей. Кстати, сказать «спасибо» можно и во время очередной поездки на шашлычки на родные 6 соток – возможно, их родители получили как раз в брежневские годы.
В 1970 году на Волжском автомобильном заводе начали выпускать автомобиль «Жигули». К концу следующего года завод выпускал по 735 автомобилей ежедневно. ВАЗ-2101, прозванный в народе «копейкой», вполне реально было «достать» через «шустрых» знакомых (впрочем, как и многие другие вещи) или купить, встав в очередь.
СВОЯ МАШИНА
Ждать машину можно было годы или даже десятилетия, но зато каким событием становилась покупка долгожданной «ласточки»! Конечно, на автомобиль надо было еще накопить, но сделать это было реально, если потуже затянуть пояса. По крайней мере, собственный автомобиль перестал быть роскошью и утратил статус «несбыточной мечты».