10 самых бесчеловечных опытов в истории, проводимых над людьми

Все вы наверняка не раз слышали об экспериментах, проводимых над животными, однако люди жестоки не только к четвероногим друзьям, но и к себе подобным. Во имя науки учёные,...

Все вы наверняка не раз слышали об экспериментах, проводимых над животными, однако люди жестоки не только к четвероногим друзьям, но и к себе подобным. Во имя науки учёные, медики и психологи совершали страшные и бесчеловечные вещи, чтобы решить те или иные загадки человеческой природы. Для учёных, проводимых эксперименты, было неважно, причиняют ли они боль и страдания своим подопытным, им просто хотелось поиграть в Бога…

Малютка Альберт (1920)

Автор бихевиоризма, психолог Джон Уотсон занимался исследованиями природы страха и фобий: как они возникают, с чем связаны и можно ли создать их искусственно. Один из своих экспериментов Уотсон решил поставить на сироте, девятимесячном младенце по имени Альберт.

В течение первых двух месяцев малышу показывали разные объекты, похожие друг на друга: белую крысу, кролика, кусок ваты, маска Санта-Клауса с бородой и другие похожие предметы. С самого начала Альберт не боялся крысы и охотно играл с ней. Через некоторое время Уотсон добавил в эксперимент раздражающий элемент: он стал ударять молотком по металлической пластине всякий раз, когда Альберт дотрагивался до крысы. Вскоре у ребенка сформировался рефлекс — он перестал прикасаться к крысе, чтобы не спровоцировать новый шум.

Через неделю крысу поместили в кроватку малыша и снова ударили по пластине. На этот раз ребенок начинал плакать каждый раз, когда крыса оказывалась в поле его зрения. Проверив реакцию на основной источник, Уотсон решил установить, будет ли ребенок бояться похожих раздражителей — чего-то пушистого или белого. Ученый показывал малышу вату, маску Санта-Клауса и кролика… Крошка Альберт начинал плакать. Так Уотсон сделал вывод, что дети переносят свои фобии на похожие объекты.

Проблема в том, что избавить малыша от страхов Уотсону так и не удалось. Альберт боялся всего, что напоминало ему крысу, до конца своих дней. Малыш умер в 6 лет от водянки.

Эксперимент Милгрэма (1963)

Сколько страданий мы готовы причинить друг другу, если найдется кто-то, кто возьмет всю ответственность на себя? Этим вопросом задался психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета. Сценарий эксперимента был следующий. В опыте участвовали трое: испытуемый («учитель»), актер («ученик») и исследователь. Испытуемый считал, что оба участника (и учитель, и ученик) равноправны, а за эксперимент отвечает исследователь. Два испытуемых должны были тянуть жребий, чтобы определить, кто из них будет учителем,а кто — учеником. На самом же деле, актеру всегда доставалась роль ученика.

В обязанности учителя входило заставить ученика выполнить несложные задачи на запоминание. Ученика же в это время привязывали к креслу с электродами. При каждой ошибке учитель должен был «наказывать» ученика ударом тока с напряжением в 45 В,постепенно увеличивая напряжение на 15 В после каждой ошибки, достигая 450 В.

Хотя никакого тока в эксперименте не было, актер очень правдоподобно разыгрывал сначала дискомфорт, а затем настоящую боль, а на напряжении в 150 В ученик требовал прекратить эксперимент. В этот момент в дело вступал исследователь, требуя от учителя продолжать эксперимент во что бы то ни стало. Исследователь заверял испытуемого, что берет на себя полную ответственность за жизнь и безопасность ученика.

Результаты эксперимента потрясли Милгрэма, который до того предполагал, что склонность к беспрекословному подчинению есть только у немцев. Оказалось, эта особенность никак не зависит от национальности. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40 покорно увеличивали напряжение до тех пор, пока исследователь не велел перестать мучить жертву. Почти никто из испытуемых не просил прекратить эксперимент и не отказывался от своей роли. Ни один не остановился до напряжения в 300 В. В этот момент жертва начинала вопить: «Я не могу больше отвечать на вопросы!»

Нажмите на ссылку ниже, чтобы читать далее
Понравилось? Поделись с друзьями: